Риск - неотъемлемая сторона человеческой деятельности. Нас постоянно окружают риски: когда мы садимся за руль своего авто, то рискуем въехать в зад резко затормозившего перед нами автомобиля, когда мы поздно возвращаемся домой по темной улице, то рискуем встретиться с толпой подростков, которые обязательно попросят "закурить" и даже когда мы раскручиваем сайт в "Интернете", то сталкиваемся с некоторыми рисками.
В этой статье я постараюсь осветить риски, которые могут наступить при раскрутке интернет-сайта: их причины, последствия, методы снижения и разрешения. Риски можно классифицировать по-разному. Любая классификация их достаточно условна. В данной статье я классифицирую риски на 2 категории:
1. Технические риски, связанные с особенностями поисковых машин.
2. Нетехнические риски, связанные с взаимоотношениями с заказчиками и конкурентами
Технические риски (риски связанные с поисковыми машинами)
1. Риск запрета сайта к индексации поисковыми системами.
Запрет к индексации сайта поисковыми машинами или внесение в "черный список" является одним из самых главных рисков при раскрутке сайта.
Причины: как правило, рекламируемый сайт вносится поисковиками в бан-лист за какие-либо существенные нарушения правил поисковых систем.
Последствия: последствия запрета к индексации для большинства сайтов очень неприятны, так как основную долю траффика большинство интернет-ресурсов получает с поисковых машин (прежде всего, с Яндекса и Рамблера).
Неприятных моментов несколько:
1. Прежде всего, значительно падает качественный траффик (особенно в том случае, если ваш сайт попал в "черный список" Яндекса).
2. Вам предстоит потратить много времени и нервов (у кого они есть) для того, чтобы добиться внятного ответа от службы поддержки и не факт, что ответа вы добьетесь.
3. Сайт будет возвращен в базу данных поисковика только после полного устранения очагов спама и не сразу. Яндекс повторно рассматривает вопрос о включении сайта в индекс через месяц.
Методы снижения:
1. Использование только "белых" способов продвижения сайта. Такие методы достаточно подробно описаны в статье Г. Осташевского. Главная сложность состоит в том, что нет четких критериев того, какие методы считать дозволительными, а какие нет.
Пункт 3.5 "Лицензии" Яндекса не описывает всех запрещенных способов продвижения сайта, а значит, допускает двоякое толкование.
2. Привлечение к работам по поисковой оптимизации (раскрутке) сайта известных специализированных организаций.
Как правило, такие организации стараются не применять запрещенных методов оптимизации сайтов. Однако даже они не могут дать 100% гарантии на то, что ваш сайт будет всегда присутствовать в индексе поисковых машин и не будет забанен.
3. Комплексный подход к рекламе сайта.
Не стоит зацикливаться только на одних поисковиках. При рекламе сайта можно использовать и другие инструменты:
- баннерной рекламы, - контекстной рекламы, - рекламы на специализированных ресурсах, - публикации пресс-релизов, - размещения прайс-листов на специализированных порталах, - проведения PR-мероприятий.
Если уже ваш сайт внесли в черный список поисковиков, то единственным верным способом вернуть его в базу поисковика будет вежливое и корректное покаянное письмо в службу поддержки: addurl@yandex.ru - для Яндекса, search.support@rambler-co.ru - для Рамблера.
В случае оперативного устранения очагов спама, ваш сайт может быть повторно включен в индекс примерно через месяц, после попадания в бан-лист.
2. Риск изменения алгоритмов ранжирования поисковыми системами
Причины: поисковые системы постоянно совершенствуют алгоритмы поиска с целью улучшения качества выдачи.
Последствия:
1. Снижение траффика с поисковых систем (как по высококонкурентным, так и по низкоконкурентным запросам) 2. Падение в выдаче по ряду запросов. 3. Общее снижение посещаемости, падение продаж и прибыли. 4. Рост недовольства заказчика, возможен уход заказчика.
Методы снижения:
1. Качественная оптимизация сайта, ориентированная на множество факторов, работа над сайтом и контентом. Под качественной оптимизацией подразумевается кропотливая работа над всеми факторами: анализ аудитории, обмен тематическими ссылками, оптимизация тэгов на страницах, регистрация в значимых для того или иного поисковика каталогах (Яндекс.Каталог, Dmoz итп), расширение контента.
2. Применение комплексного подхода к рекламе интернет-ресурса (описывался выше).
3. Исследование нового алгоритма, выявление факторов ранжирования, оптимизация сайта под новый алгоритм поиска.
4. Прогнозирование возможных изменений в алгоритме поисковой машины.
Нетехнические риски
1. Риск изменения условий заказчиком
Особенности технологии поисковой оптимизации сайтов связаны с тем, что для достижения результатов нужно время. Обычно временной промежуток от начала работ по оптимизации до достижения значимых результатов составляет несколько месяцев. И если заказчик в середине этого этапа начнет менять условия (тематику запросов, сами запросы и.т.п.), то говорить о качестве раскрутки сайта не приходится.
Причины: четко не оговоренные заранее условия сотрудничества.
Последствия: снижение качества оптимизации сайта.
Методы снижения:
Основным методом снижения данного вида риска является заключение с заказчиком договора в письменной форме, где следует максимально четко и однозначно зафиксировать все аспекты правоотношений. Договорные отношения регламентированы статьями Гражданского Кодекса РФ, в частности гл.9 и гл.27 ГКРФ.
Как правило, у компаний, которые профессионально занимаются оптимизацией сайтов под поисковые системы, существуют типовые договора на предоставление данных услуг, учитывающие их специфику.
2. Риск недовольства/неудовлетворенности заказчика работами по оптимизации сайта
В процессе работ по оптимизации и рекламе сайта заказчик может остаться недовольным конечными (или промежуточными) результатами продвижения. Как правило, результаты продвижения измеряются по количеству обращений в офис заказчика с сайта, и, в конечном итоге, величиной прибыли, полученной клиентом. Количество (равно как и качество) обращений на сайт клиента зависит не только от усилий оптимизатора, но и еще от ряда факторов:
- качества сайта (дизайн, удобство навигации), - присутствия на сайте клиента контактных данных (телефон, емэйл, ICQ, формы связи или заказа), - работы менеджера по продажам, принимающего звонки или отвечающего на запросы пользователя по емэйлу или ICQ, - грамотности текстов (как с точки зрения грамматики, так и с точки зрения маркетинга), - представленных цен на продукцию и услуги, - итп.
Причины:
1. Отсутствие обратной связи с заказчиком, недостаточные коммуникации. 2. Не оговоренные заранее и не подтвержденные документально условия сотрудничества. 3. Непонимание заказчиком возможностей и результатов оптимизации.
Последствия: отказ заказчика в дальнейшем от сотрудничества с вами.
Методы снижения:
1. Налаживание эффективной обратной связи с заказчиком.
Без какой-либо обратной связи с заказчиком невозможно оценить эффект от рекламных мероприятий. Кроме того, часто от заказчика требуется принимать активное участие в процессе оптимизации сайта: предоставлять материалы для создания новых страниц на сайте, вносить коррективы в структуру сайта и.т.п. Заказчик должен быть готов именно к активному взаимодействию с оптимизатором.
В качестве форм обратной связи можно выделить следующие:
1. Переписка с заказчиком по емэйлу, телефонные звонки. 2. Предоставление заказчиком ежемесячно отчета по обращениям на сайт: звонки, заказы, прибыль. 3. Предоставление оптимизатором ежемесячно отчета о проделанной работе. 4. Разъяснение заказчику возможностей и результатов оптимизации еще до начала предоставления услуг.
Оптимизация сайта под поисковые машины далеко не единственный способ рекламы сайта и не панацея, как думают многие заказчики.
Кроме того, оптимизация сайта имеет ряд отличий от традиционной рекламы:
1. Минусы - специфические риски, долгое время на то, чтобы реклама сработала.
2. Плюсы - долгий эффект от оптимизации, большая заинтересованность посетителя, конечная низкая стоимость посетителя.
Оптимизатору сделует четко и ясно дать понять заказчику:
1. Какие результаты могут быть достигнуты. 2. Какие гарантии могут быть даны заказчику. 3. В какие сроки могут быть достигнуты результаты от оптимизации.
3. Риск агрессивных действий конкурентов
Причины: высокая конкуренция в данном сегменте рынка. Уже сейчас в российском сегменте сети "Интернет" существует ряд тематик с высокой конкуренцией: Климатическое оборудование, Туризм, Мобильные телефоны и др.
Высокая конкуренция может вынудить отдельных не очень чистоплотных игроков рынка применять так называемые "черные" методы продвижения сайтов, а также вытеснять своих конкурентов другими неблаговидными методами (накрутка счетчиков, создание дорвеев на страницы конкурентов, итп).
Последствия: высокая стоимость и сложность продвижения сайта по высококонкурентной тематике.
Методы снижения:
1. Ориентация не только на высокочастотные и высококонкурентные запросы при продвижении сайта. Как правило, по низкочастотным запросам конкуренция ниже, чем по высокочастотным или отсутствует вовсе.